СЛОВАРЬ БАЛЕТА

Поиск по-алфавиту:

A B C D E F G J L P R S T V

НАЗВАНИЕ

ПЕРЕВОД

ОПИСАНИЕ

A LA SECONDE

[а ля сгон]

второй (от II позиции ног) Положение, при котором исполнитель располагается en face, а “рабочая” нога открыта в сторону на 90° и выше

ALLONGE

[алонже]

удлиненный Положение удлиненной руки.
ADAGIO

[адажио]

итал. – медленно, спокойно 1) Обозначение медленного темпа.

2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера.

3) Основная часть сложных классических танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas d’action и др.), исполняемая в медленном темпе

4) Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releves и developpes. Исполняется у балетного станка, и на середине зала.

ARRONDIE

[аронди]

округленный Положение округленной руки.
ARABESQUE

[арабеск]

от итал. arabesco — арабский Поза классического танца, при которой нога отводится назад “носком в пол”, на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ALLEGRO

[аллегро]

От итал.-радостный В уроке классического танца — заключительная часть упражнений на середине, состоящая из прыжков
ASSEMBLE

[ассамбле]

собирать Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении, и собиранием ног во время прыжка вместе.
APLOMB

[апломб]

равновесие,

самоуверенность

1) Уверенная, свободная манера исполнения.

2) Умение сохранять в равновесии все части тела.

ATTITUDE

[атитюд]

поза, положение Одна из основных поз классического танца, главной особенность, которой — согнутое колено поднятой назад ноги.
BALANCÉ

[балансе]

раскачивать,

качаться, колебаться

Танцевальное движение, в котором переступания с ноги на ногу и чередующиеся demi – plie с подъемом на полу-пальцы, сопровождаются наклонами корпуса головы и рук из стороны в сторону, что создает впечатление мерного покачивания.
BALLONNÉ

[баллонне]

раздутый, вздутый Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или вскока, снова возвращаете в положение sur le cou-de-pied в момент опускания опорной ноги в demi-plié.
BALLOTTÉ

[баллотте]

качать, качаться Прыжок с продвижением вперед или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении
BALANCOIRE

[баленсуа]

качели Battement tendu jeté passé par terre или grand battement jeté passé par terre, выполняемые несколько раз подряд с работой корпуса: при броске работающей ноги вперёд корпус сильно отклоняется назад, при броске ноги назад — наклоняется вперёд. Во французской школе большие батманы balançoire называются grands battements en cloche (т.е. колокол).
BATTEMENTS

[батман]

биения Группа движений работающей ноги от простейших (tendus) до сложных, многосоставных.
BATTERIES

[батри]

бить Прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны)
BALLON

[баллон]

или элевация

фр. ballon, от balle – шар

elevation – подъём, возвышение

Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролётом) и фиксацией в воздухе той или иной
BRAS

[бра]

рука (от плеча до кисти) Французская анатомия
BATTUS

[баттю]

от battre — бить Прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Напр., échappe В., assemble В , jeté В и др. Battements В., ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frappe колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements В. исполняется на efface вперед назад.
BOURRÉE, pas de bourrée

[па де буре]

от bourrer -набивать,

пичкать

Мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные, исполняются с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом.

Другая версия перевода BOURRÉE -деревяшка, подбрасываемая в костер при исполнении танца «Костра» в племени северной Франции

BRISÉ

[бризе]

ломаный, разбитый прыжок, во время исполнения которого, нога из V позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную ногу и возвращается в прежнее положение.
CABRIOLE

[кабриоль]

прыжок Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45° и 90°.
CAMBRÉ

[камбрé]

от франц. гл. «cambrer» – изогнуть, выгнуть, перегнуть Лёгкий перегиб корпуса назад или в сторону.
CHAÎNĖ

[шенé]

от франц. гл. «chainer» – измерять мерной цепью, лентой и франц. сущ. «chaine» – цепь Во время исполнения «chainé» происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку.
CHANGEMENT DE PIED

[шанжман де пье]

сhangement- перемена

pied- нога, стопа

Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch. de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air).
CHASSÉ, pas

[шассе]

франц., от сhasser — охотиться, гнаться за Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в V позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также связующим pas для выполнения больших прыжков.
CODA

[кода]

от лат. cauda—хвост 1) Заключительная часть многих танцевальных форм, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями

2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец

COUPÉ, pas coupe

[купе]

франц., от coup — толчок, удар Вспомогательное движение перед прыжком или другим pas (быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению следующего движения).
COURU, pas couru

[па курю]

франц., от courir — бежать Вспомогательное движение — танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком (на пальцах — бег в не выворотном положении).
CORPS DE BALLET

[кордебалет]

от corps – личный состав и ballet – балет Коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах
CROISE

[круазе]

скрещённый Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение CROISE достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans.
DÉGAGÉ

[дегаже]

извлеченный, высвобождён-ный Отведение ноги на нужную высоту по принципу battements tendus для последующего перехода на нее
DEMI

[деми]

Полу-,

наполовину

Термин указывает исполнение только половины движения. Напр., D -plie— полуприседание; D -pointe — полупальцы; D -rond — 1/2 круга и др.
DIVERTISS-MENT

[дивертисмент]

увеселение, развлечение 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного.

2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).

DEMI-PLIE RELEVE

[деми-плие релеве]

от demi-plié—полусогнуты, relevé — поднятый Термин объединяет два движения в неразрывное целое, полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и многие другие движения
DESSUS-DESSOUS

[дессю дессу]

под-над, или сверху снизу Прыжок, во время исполнения, нога из V позиции сзади выносится вперед, давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную и приходит в sur le cou-de-pied вперед, и затем прыжок, где нога из cou-de-pied выносится назад и снова вперед в ер. croise (cou-de-pied назад).
BATTEMENT DEVELOPPE

[батман девлоппе]

от développer- развитой, развернутый Вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением “рабочей” ноги по опорной.

Обратное движение – envelope.

DOUBLE

[дубль]

двойной Термин указывает на двойное исполнение pas. Напр., в Double battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во II или IV позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя batttment tendu.
ÉCARTÉE

[экарте]

от écarter — раздвигать Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад).
ÉCHAPPÉ

[эшапе]

от échapper — ускользать, вырываться Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке — petit Е. и grand Е. , а также с заноской — Е. battu. По такому же принципу исполняется pas E. на пальцах — из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию.
EFFACE

[эфасе]

от effacer — сглаживать Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения Положение efface достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors.
EMBOÎTE

[амбуате]

от emboîter le pas — идти следом 1) Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi-plie

2) Прыжки Е. — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit Е.) или 90° (grand Е.) с продвижением за носком поднятой ноги Е. en tournant с прыжком по схеме повторяет Е. на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.

EN ARRIERE

[ан аррьер]

назад Термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой, или на то, что танцовщик продвигается назад.
EN DEDANS

[ан дедан]

внутрь 1) «Закрытое» положение ног: носки и колени сведены

2) Направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге

3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.

EN FACE

[анфас]

напротив, в лицо Фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без epaulement.
EN DEHORS

[ан деор]

наружу 1) Основное положение ног, принятое в классическом танце, — развёрнутое, открытое

2) Направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги.

3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу.

EN L’AIR

[анлер]

в воздухе Обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre – на земле. Например, rond de jambe en l’air, tour en l’air.
EN TOURNANT

[ан турнан]

в повороте

tournant -вращающий-ся

Обозначение поворота во время исполнения pas на полкруга, целый круг и т. д. Например, battement tendu en tournant
ENCHAINE-MENT

[аншенман]

соединение, связь Ряд комбинированных движений и положений танцовщика (танцовщицы), составляющих танцевальную фразу.
ENTRECHAT

[антраша]

от итал. intrecciato – переплётный, скрещённый Вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Кол-во коротких линий, которые производят ноги при entrechat, определяет название прыжка: entrechat trois, entrechat quatre, entrechat cinq, entrechat six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (entrechat royal quatre, six, huit) в V позицию, при нечётном (entrechat trois, cinq, sept) – на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied.
ENTREE

[антре]

вход 1) Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.

2) Первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d’action и др.), часто выполняющая роль экспозиции.

BATTEMENT ENVELOPPE

[батман энвелоппе]

от enveloper-

завёртывать, заворачивать

Противоположное battement developpe движение, “рабочая” нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
JETE ENTRELACE

[антреласе]

переплетный прыжок от entrelacer-переплетать, вплетать Вид перекидного jete- прыжка с одной ноги на другую, во время которого ноги забрасываются поочередно в воздух, как бы переплетаясь. Jete Entrelace

Возможно с заноской, а так же двойное(double) с приземлением в ARABESQUE или IV позицию

EPAULEMENT

[эпальман]

франц., от epaule – плечо Определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд.
EXERCICE

[экзерсис]

упражнение Первая часть урока классического танца – упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих exercice, слагаются разнообразные формы классического танца.
FAILLI

[фалли]

от faillir – слабеть Прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на неё переносится центр тяжести. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается в epaulement croise, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении efface, a завершается прыжок в ep. croise с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (например, grand pas assemble, grand ras jete).
FLIC FLAC

[Флик фляк]

шлёп-шлёп или хлоп-хлоп Движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на II позицию, затем таким же образом проходит впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги, открытой на 90, и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом.
BATTEMENT FONDU

[батман фондю]

от fondre – таять Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого “рабочая” нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и “рабочая” нога открывается вперед, в сторону или назад. определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue).
FOUETTE

[фуете]

от fouetter – хлестать Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающий движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Fouette на 45 – виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi-plie.
BATTEMENT FRAPPE

[батман фраппе]

от frapper – ударять Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
GARGOUILLA-DE

[гаргуйад]

от gargouiller – булькать Другое название – rond de jambe double, небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l’air (на 45) сначала одной ногой, затем другой. Исходная и заключительная позиция – V. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений.
GLISSADE

[глиссад]

скольжение Маленький прыжок из V позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в V позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различных pas, a также может служить толчком для др. прыжков.
GLISSE

[глиссе]

от glisser – скользить Шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, – одно из самых красивых и выразит, движений классического танца.
GRAND

[гранд]

большой Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, grand plie – глубокое приседание; grand battement jete – бросок ноги на возможно большую высоту; grand fouette – самая развитая форма fouette; grand changement – большой прыжок. Grand pas – многочастная, сложная танцевльно-музыкальная форма и др.
JAMB

[жамб]

нога Французский перевод русского слова
JETE

[жете]

бросать Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

1) Battement tendu jete – отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45, grand battement tendu jete – броском ноги на 90 и выше.

2) Jete – прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков jete многообразна по форме и широко используется в сценич. танце. Особенно выразительны и эффектны grand jete, jete entrelace, grand jete en tournant и др. Образование формы grand jete pas de chat в совр. балете вызвано героизацией танца.

LENT

[лян]

медленный Термин, определяющий медленное исполнение pas. Например, tour lent, releve lent.
PAS

[па]

шаг 1) Обозначение одного из видов танц. шагов (pas de bourree, pas glisse, pas balance и др.).

2) Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.).

3) Многочастная форма классического балета – grand pas, pas d’action, pas de deux, pas de trois.

PARTERRE пол 1) Rond de jambe parterre

2) Партерная разминка

PAS D’ACTION

[па д’аксьон]

действенный танец, от pas – шаг, танец и action – действие Сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма pas d’action, состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и общей коды.
PAS DE BASQUE

[па де баск]

шаг баска

Баски – народ, северной Испании и юго-западной Франции

Прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через I позицию проводится вперёд и ноги соединяются в V позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются pas de basque назад. Grand pas de basque делается на большом прыжке с высоким броском ног.
PAS DE CHAT

[па де ша]

шаг кошки

от pas -шаг ,

chat-кошка

Прыжковое движение, имитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности pas de chat – petits (малые) и grands (большие).
PAS DE CISEAUX

[па де сизо]

от ciseaux – ножницы Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque
PAS DE DEUX

[па де де]

PAS DE TROIS

[па де труа]

PAS QUATRE

[па де катр]

танец двоих,

троих,

четверых

Балетная форма. Начала складываться в 19 в., эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из pas de deux такого типа сочинил Ж. Перро в балете “Жизель” (1841). Окончательно структура pas de deux – entree, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода – сформировалась во 2-й пол. 19 в.
PAS DE D’ENSEMBLE

[па д’ансамбль]

от ensemble – вместе Танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов. В современной терминологии употребляется редко.
PAS DE MARCH

[па марше]

от marcher – ходить Танц. шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.
PAS DE POISSON

[па де пуасон]

от poisson – рыба Прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Другое название – jete passe.
PAS SOUBRESAUT

[па субресо]

от soubresaut – резкий скачок Прыжок с двух ног на две с большим отлётом из V позиции в V. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад.
PASSE

[пассе]

от passer- проходить Путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию – passe par terre.
PETIT

[пти]

маленький Термин, применяемый для обозначения малых движений.
PIROUETTE

[пируэт]

поворот Старинный термин, обозначавший разновидность вращений. Сейчас употребляется только в мужском танце. В женском все виды вращений носят название tours.
POUR LES PIED

[Пур ли пье]

pour -для

pied -стопа

Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок, затем стопа делает движение на себя и снова на носок – закрыть в V позицию.
PLIE

[плие]

сгибать Приседание на двух или одной ноге:

a) grand plie – сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола;

б) demi plie – не отрывая пяток от пола.

PORT DE BRAS

[порт-де-бра]

от porter – носить

bras – рука

Правильное движение рук в основных позициях (arrondi или allonge) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса
PREPARATION

[препрасьон]

Приготовление Подготовительные движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes, прыжков и др. сложных движений.
POINTE

[пуант]

DEMI POINTE

[деми пуанте]

la pointe — кончик, наконечник – полупальцы Исполнение танцовщицей pas в специальной обуви – пуантах (касках)
PIQUE

[пике]

укол Легкий укол кончиками пальцев “рабочей” ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту
RELEVE

[релеве]

от relever – поднимать 1) Подъём на полупальцы, пальцы)

2) Поднимание вытянутой ноги на 90 и выше в разл. направлениях и положениях классического танца.

BATTEMENT RELEVE LENT

[батман релеве лян]

relever – подъем

lent – медленно

Плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT RETIRE

[батман ретире]

retire- удаление Перенос через скольжение “рабочей” ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
RENVERSE

[ренверсе]

опрокинутый Сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas de bourree en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется много видов – renverse en dehors, renverse en dedans. Исполняется на полупальцах, пальцах, с прыжком и в plie.
REVOLTADE

[револьтад]

от итал. rivoltare – переворачивать Прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преим. в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги вперёд на 90, через которую переносится по I позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90. Тело исполнителя во время взлёта принимает почти горизонтальное положение. Revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов.
ROND DE JAMBE

[ронд де жамб]

круг ногой Круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans. Имеются разновидности: rond de jambe, выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45 и 90 (en l’air), a также с броском на 90 (grand rond de jambe jete).
SAUTE

[соте]

от sauter – прыгать 1) Прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции в воздухе и при приземлении.

2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком.

SAUTE DE BASQUE

[со де баск]

прыжок баска

Баски – народ, северной Испании и юго-западной Франции

Прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на полкруга и одновременным броском ноги в сторону на 90, толчковая нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок. saut de basque делается на высоком прыжке, исполняется также с двумя оборотами в воздухе. Подходом, вспомогательным движением к нему служит шаг – coupe pas chassee.
SIMPLE

[сэмпль]

простой Термин указывает, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант. Например, pas de bourree simple
SISSONNE

[сиссон]

имя собственное – не переводится Группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей. Sissonne исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, с продвижением и с поворотом в воздухе (en tournant). Осн. виды sissonne: simple, fermee, ouverte, tombee, fondue, pas soubresaut.
SISSONNE

SIMPLE

[Сисон сэмпль]

от simple-простой, не сложный V позиция, demi-plie, делается прыжок,во время которого ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты. После прыжка опуститься на одну ногу в plié, другая sur le cou-de-pied,и закончить, сделав assemble.
SISSONNE

TOMBEE

[Сисон томбэ]

От tombée – падение V позиция, demi-plie, прыжок с двух ног , проходящим движением правая sur le cou-de-pied (или у колена, в зависимости grand или pettit pas). Падение на plié на левую ногу, с одновременным выниманием правой ноги на croise или efface, затем, как бы с запозданием, на plié (после большого прыжка можно завершить pas de bourre)
SISSONNE

OUVERTE

[Сисон увёрт]

ouvertement – открытый Это pas является развитием SISSONE SIMPLE, т.е. после прыжка из положения sur le cou-de-pied нога открывается на 45° – в сторону, вперед или назад, (оставаясь в plié).
SISSONNE

FERME

[Сисон фермэ]

от fermeture – закрытый Небольшой прыжок. V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на II позицию(45°). Когда толчковая нога приземляется, рабочая закрывается в V позицию (практически одновременно)
SISSONNE

FONDU

[Сисон фондю]

растаявший, расплавленный V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на 90° и мягко, чуть-чуть сдерживаясь, закрывается в V позицию(характер FONDU) .
SISSONNE

RENVERSEE

[Сисон ренверсе]

renversement – опрокидывание, переворачивание Сначала исполняется sissonne overte на attitude, а затем заканчивается renverse en dehors ( или en dedance).
SISSONNE

SOUBRESAUT

[Сиссон субресо]

от soubresaut – толчок, вздрагивание Исполняется, как sissonne overte,но при начале прыжка с Vпозиции обе ступни вместе, как это делается в soubresaut, причём корпус также вначале наклоняется вперед и во время полета сильно выгибается назад.
SUIVI

[сюив’и]

последовательный, связный Pas de bourree suivi – непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах в V позиции, которые способствуют плавному передвижению по сцене.
SUR LE COU-DE-PIED

[сюр ле ку де-пье]

cou-de-pied- подъем ноги, щиколотка

Pied – нога

Sur – на

Положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади+ основное).
BATTEMENT TENDU

[батман тандю]

от tendu-тянуть, вытягивать Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону
BATTEMENT TENDU JETE

[батман тандю жете]

от jete -бросок Отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту 25°.
TEMPS LEVE

[тан леве]

от lever – поднимать Вертикальный прыжок на одной ноге, в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе. Обычно temps leve повторяется несколько раз.
TEMPS LIE

[тан лие]

от lier – связываться, соединять Специальная комбинация движений состоит из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствуют определенные port de bras. Кроме простейшей формы temps lie – par terre (внизу), существуют другие – усложнённые перегибами корпуса с подъёмом ноги на 90, турами (tours).
TEMPS LEVE TOMBE

[томбе]

tomber – падать Перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одной из трёх направлений на 45 или 90. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45 и 90. Исполняется также с прыжком sis-sonne tombee, который является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для др. прыжковых движений.
TOUR

[тур]

оборот, поворот Оборот тела вокруг вертикальной оси на 360°. Тour по полу (pirouette) или в воздухе (tour en l’air) имеет множество разновидностей. Тour исполняется dehors и en dedans. Тour и pirouettes могут начинаться со II, IV, V позиций и заканчиваться в различных позах. В основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой в положении sur le cou-de-pied или passe, вторые в больших позах – attitude, arabesque, a la seconde.
TOUR EN L’AIR

[тур ан лэр]

поворот в воздухе

en – в

l’air- воздух

Исполняется в основном в мужском танце. Представляет собой grand changement de pied с поворотом. Исполняется и с двумя поворотами. Может заканчиваться в V позицию, в различные позы.
TOUR LENT

[тур лян]

tour – поворот

lent-медленный

Медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, a la seconde, croisee и effacee вперёд, ecartee. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на demi-plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота.
VARIATION

[вариация]

от лат. variatio – изменение Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые – на больших прыжковых. Как правило, вариация – часть pas de deux, pas de trois, grand pas, но возможны и как самостоятельные эпизоды.
ЛИБРЕТТО итал. libretto, букв. – книжечка Изложение сюжета балета в программе спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. Практикуется в музыкальных театрах с начала 17 в. Иногда неправомерно используется как синоним сценария.

 

Поделиться
Scroll Up